You are here
Мавзолей Тулек. Описание Г.Г. Герасимова.
Исторические достопримечательности Улытау.
«Купол в этих памятниках является важной архитектурной формой и основной конструкцией перекрытия. Его возведение, как и портала, было центральной задачей зодчего. В портально-купольных сооружениях купол выводили в одинарной оболочке, за исключением мавзолея Джоши-хан и некоторых других памятников Южного и Западного Казахстана.»
Георгий Герасимович Герасимов.
Мазары и мавзолеи в окрестностях Жезказгана.
В километрах в 10-ти от города Новый Джезказган, около реки Кара-Кенгир, находится мавзолей Тулек. Он расположен у подножья большой сопки и ориентирован на юго-запад. По композиции это - портально-купольное сооружение с очень слабо развитым порталом-пештаком.
Вместо традиционной мощной стрельчатой арки с глубокой нишей по середине выведена небольшая и неглубокая ниша размерами 0,40 x 2,00 метров в плане и 2,83 метров высотой. Она оформлена слабенькой полуциркульной аркой, архивольт которой сделан в полкирпича.
В глубине, в ее задней стене, устроен вход в мавзолей в виде арочного проема размером 0,72 х 1,56 метров. Передняя стенка, как и боковые, оформлена просто. На ней нет сложных архитектурных элементов.
Гладь стен слегка оживлена, кроме нитки и входного проема, небольшим фризом из декоративных плиток и двумя узенькими поясками, протянутыми вдоль него - сверху и снизу в виде зигзагообразной кирпичной кладки.
Верхний архитектурный пояс сделан в два раза шире нижнего, что зрительно немного облегчает сверху лежащую кладку. Ширина фриза - 23 см, поэтому и плитки сделаны квадратными, размеры их сторон – 23 х 22 см.
Плитки - резные, керамические. Рисунок на них выведен в виде сложного растительного орнамента с неглубоким рельефом. Этот фриз протянут не только по главному фасаду, но и по боковым, где отсутствуют нижние пояски зигзагообразной кладки.
Через входной проем мы попадаем внутрь мавзолея - в камеру. Здесь тоже очень скромно применены архитектурные элементы и детали. С первого же взгляда интерьер напоминает по оформлению мавзолей Алаша-хан в миниатюре: почти тех же профилей арки, выведенные над нишами в стенах и в углах, те же конструктивные кирпичные сталактиты в два яруса в углах восьмигранника для перехода на круглый подкупольиый барабан, тот же метод клинчато-радиальной кладки на сферовидном куполе и т. д.
Подражание мавзолею Алаша-хаи заметно не только в отдельных архитектурных приемах и деталях, но и в композиции плана, внутренний абрис которого равен 4,95 х 4,97 метров. По наружным измерениям он представляет собой прямоугольник (7,00 x 7,45 метров), близкий к квадрату.
Некоторое увеличение размера продольной стороны произошло за счет утолщения передней стенки, в которой устроена входная ниша. По объему этот мавзолей - небольшое однокамерное сооружение, увенчанное сферическим куполом.
Высота сохранившейся части пештака равна 4,98 метрам, которая, вероятно, и первоначально была немногим выше этой отметки, так как на ней произошли сравнительно небольшие разрушения.
В основном пострадали карнизы на пештачной части и параллелепипеде основного объема камеры.
Так же довольно сильно пострадал купол, у которого обрушился весь верх. Памятник сложен из тёмнокрасного жженого кирпича, имеющего в основном одинаковые размеры - 26 х 26 х 5,5 см, но встречаются и другие размеры-половинки.
Кирпичная кладка произведена удовлетворительно, на глиняном растворе без тщательной перевязки швов между рядами. В конструктивном отношении все сооружение решено в кирпиче, нигде нет применения дерева.
В отличие от рассмотренных выше памятников здесь на фундамент применен не кирпич с кирпичным щебнем, а плитняк (мергель) на глиняном растворе и сделан небольшой цоколь из камня и кирпича, что предотвратило преждевременное разрушение здания.
Внутри камеры на грунте был сделан кирпичный пол в один ряд «плашмя» и возведены две саганы над могилами похороненных здесь. Саганы сейчас разрушены, и кирпичи разобраны на другие цели.
По рассказам некоторых местных жителей, это сооружение было возведено примерно около 150 -175 лет тому назад, т. е. во второй половине XVIII века. Это кажется вполне оправданным, если судить по типу, стилевым признакам и состоянию сооружения на сегодняшний день:
- во-первых, тип портально-купольных сооружений с заниженными пештаками еще сохранялся в XVIII веке,
- во-вторых, стилевые приемы в кладке арок, конструктивных сталактитов (ячеистая кладка), купола, в устройстве пояса фриза на фасадах, практиковавшиеся в строительстве мавзолеев XIII - XIV веках, еще по традиции копировались и в XVIII веке, но не вполне удачно и часто в искаженном виде,
- в-третьих, в выделке кирпича сохранились старые образцы и размеры,
- в-четвертых, керамические плитки имеют хорошие, четкие рельефные рисунки растительного орнамента, также применявшиеся в других сооружениях XVI - XVIII веках,
- в-пятых, исторически этот период, т. е. вторая половина XVIII в., мог содействовать возникновению таких сооружений в этих районах потому, что тогда здесь были сосредоточены казахские племена Среднего жуза (Орта-жуз), теснимые джунгарами.
Более сильные экономически представители феодально-байской верхушки могли соорудить этот мавзолей на могиле своего почитаемого сородича. В настоящее время это сооружение находится в удовлетворительном состоянии, несмотря на имеющиеся разрушения в купольной и пештачной частях, карнизов и пола внутри мавзолея.
Из почитания к мавзолею вокруг него произведены и теперь производятся захоронения, которые оформляются небольшими мавзолеями или надмогильными сооружениями в виде саганы или холмиков.
Мавзолей Тулек интересует нас как памятник своей эпохи. Его изучение помогает раскрывать историю и пути развития казахской национальной архитектуры, основанной на народном зодчестве.
Несомненно, что он имеет и определенную историко-архитектурную ценность.
Источник и фотографии:
Г.Г. Герасимов. «Памятники архитектуры долины реки Кара-Кенгир в Центральном Казахстане». Издательство Академии Наук Казахской ССР. Алма-Ата. 1957 год.