You are here

Home » Улытауской области сельские достопримечательности. Туры по Улытау.

История Жезказганского месторождения.

Туристские маршруты по Улытау.

«Археологические данные  неопровержимо говорят о том, что Жезказган является одной из колыбелей  медно – бронзовой культуры человечества – культуры первого применения металла в жизни человека. Свыше миллиона тонн богатой руды тысячелетия тому назад   были добыты древними рудокопами из недр Жезказгана».

К. А. Сатпаев.

История Жезказганской металлургии.

История Жезказганского месторождения полиметаллов уходит в глубокое  прошлое. Само на­звание «Жезказган», в переводе «Медная копь», говорит, что  люди здесь добывали медную руду с древних времен.  
Еще тысячелетия назад здесь был крупный центр  по добыче медной руды, мощный очаг металлургии.  Здесь во втором тысячелетии до новой эры была получена бронза, которая стала основным материалом для изготовления орудий труда и оружие.
По сравнению с медью бронза имеет ряд преимуществ – большую твердость, более низкую температуру плавления, красивый золотистый цвет. Из бронзы делали топоры, кинжалы, украшения.
Для производства бронзы нужны медь и олово. И руда с высоким содержанием меди и оловянные россыпи – все это было в изобилии в Улытауском регионе.  Недра Казахстана, в особенности  богаты полиметаллами.
Рудознатцы и металлурги эпохи бронзы оставили свои археологические памятники в виде древних горных выработок и металлургических печей. «Археологические данные  неопровержимо говорят о том, что Жезказган является одной из колыбелей  медно – бронзовой культуры человечества – культуры первого применения металла в жизни человека.
Свыше миллиона тонн богатой руды тысячелетия тому назад   были добыты древними рудокопами из недр Жезказгана», - писал великий ученый Казахстана К.И. Сатпаев. В 1950 году  при археологических раскопках в урочище Милекудук, в южной части рудника Жезказгана  Н. В. Валукинским были исследованы места древней выплавки меди, оп­ределена система печей (тиглей) для плавки руд, найдены слитки меди, образцы угля, мелкодробленой окисленной руды, шлака, обломки тиглей и пр.  
Кто же этот народ, который в эпоху, когда возводились египетские пирамиды, шла Троянская война, на безбрежных просторах евразийского материка создавал предметы материальной культуры из меди и бронзы?
Из глубин истории сохранилось название этого таинственного народа – Чудь. Невольно напрашивается связь названия этого народа с рекой Чу и Чу-Илийской долины, где также имеются оловоносные месторождения.
Очевидно, что раскрытие тайн далекого прошлого Казахстана нужно искать в этих местах. В России первые упоминания о наличии  медной руды в горах Улытау были получены в конце XVIII-го и  начале XIX-го веков из сообщений  генерал-майора фон Траубенберга, полковника Бентама, представителя Оренбургской пограничной комиссии Г. Генса. 
В «Дневных записках…» капитана Николая Рычкова в Киргиз–Кайсацкую степь в  1771 году сообщается, что в окрестностях Улутауских гор по течению ре­ки Джезды-Кенгир им обнаружено «великое множест­во медных руд, копанных древними обитателями той страны; “тако же находят признаки золота и серебря­ной руды».
В 1768 – 1769 годах большое путешествие по Сибири совершила экспедиция Академии наук во главе с академиком П.С. Палласом.
В 1809 году им был опубликован капитальный труд «Физические путешествия по различным провинциям Российской империи», в котором также отмечалось богатство «киргизской» степи серебряными, свинцовыми и медными рудами.
В конце XVIII-го, начале XIXго веков были предприняты попытки более глубокого изучения рудных богатств «киргизской» степи.
В 1814 - 1815 годах Оренбургская военная экспедиция под начальством Германа дважды подтвердила предположения о богатстве района Улутауских гор рудами меди и свинца. 
Экспеди­цией Б. Ф. Германа в окрестностях горы Кургаштау было до­быто около 6 тысяч пудов свинцовой руды.
В научном труде А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих  или киргиз-кайсачьих  орд и степей», впервые опубликованном в Петербурге в 1832 году, дается следующее описание: «Отрасль гор Улу, названная Свинцовой, заслуживает  сие название  по всей справедливости.
В ней на правом берегу реки Каратургая, в 1814 исследованы две жилы, из коих добыто и привезено в Троицк 6086 пудов руды. В сем числе были куски чистого свинцового блеска, каждый пудов по 15. Все количество, переплавленное на Миасском  заводе, произвело чистого свинцу 2500 пудов.
В нескольких местах от сего рудника лежит так называемая  Медная гора, состоящая из глины, порфира и медной зелени, иногда проникнутой самородной медью. В ней найдены древние копи. 107 пудов 13 фунтов  руды, из нее взятой, доставили чистой меди 7 пудов 35 фунтов».
Это была первая выплавка металла из руд казахской степи спустя тысячелетия  со времен «чудских»  разработок. Стоимостью этих металлов покрыли расходы экспедиции. Фактически это первые цветные металлы доре­волюционного Казахстана, выплавленные в заводских усло­виях.
Экспедиция И. П. Шангина в 1816 году открыла яд рудных месторождений в Казахской степи по следам древних чудских разработок, в том числе в районе Жезказгана. Все это широко освещалось в периодической печати того време­ни.
Вслед за первыми экспедициями  в казахскую степь потянулись русские купцы-предприниматели. Пионером горнозаводского дела в Центральном Казахстане стал купец С. И. Попов, построивший в горах Куу в 1844 году первый небольшой  свинцово-серебрянный завод.
1 ноября 1847 году купец Н. А. Ушаков сделал заявки в Кокчетавский окружной приказ об открытии в горах Улытау шести медных место­рождений: Покровского («Покро») общей площадью 500 000 квадратных саженей (2 квадратные версты, или 2,3 квадратных километров), Крестовоздвиженского («Кресто») и Петропавловского («Петро»),  площадью каждого в 2 квадратной версты, Златоустовского, Никольского и Спас­ского (на сопке Ескулы), месторождений медных руд в урочищах Ескулы, Кок-Домбак, Жезды-Кенгир и Жанай, общей площадью 110 квадратной верст).
Никон Ушаков – русский купец ІІ гильдии, основатель первых предприятий российской колониальной промышленности на территории Казахстана. В середине ХІХ века, после поражения войск последнего казахского хана Кенесары, под усилившимся напором военного присутствия царизма, выкупил у бия Бабыра Бокеншина право на управление землями Жезказгана и Карсакбая, а затем начал работы по освоению Жезказганской меди.
Но его попытки наладить медное производство не увенчались успехом из-за огромных затрат на перевозку богатой руды на Урал и Спасский завод. В начале ХХ века его наследники продали месторождение англо-французским инвесторам.
Все эти месторождения перешли  по договору в руки компании горнопромышленни­ков за 100 рублей серебром каждое. Все месторождения арендованы у казаха-землевладельца из рода Баганалы (Баганалы – один из родов племени Найман Среднего жуза, населявшие территории от низовьев Сарысу до среднего ее течения на востоке, до реки Есиль и озера Коргалжын на севере), во­лостного управителя Джургинской волости Кокчетавского округа Батыра Баканчика и бия того же рода Чияка Тансыбергенова сроком до выработки меди.
Договора засвиде­тельствованы в Кокчетавском окружном приказе 16 декабря 1850 года и утверждены Алтайским горным правлением 27 янва­ря 1854 года. Строительство завода в степи вдали от населенных пунктов потребовало значительных капитальных вложений.
Была создана компания, в которую помимо  Никона Ушакова входили екатеринбургские купцы-горнопромышленники Аникий Рязанов и Тит Зотов. Рязанов Аникий Терентьевич (1800 – 1857 г.г.) – екатеринбургский купец I гильдии.
Один из создателей и учредителей «Рязановых, Баландиных и других лиц компаний, высочайше утвержденной в 1853», компании «Рязанов, Зотов и Ушаков» (1852 г.). Создатель Спасского медеплавильного завода вблизи современной Караганды с целью разработки медных и свинцовых руд, а также каменного угля.
Предприятие, затеянное Н. Ушаковым, требовало больших капитальных затрат. На выделенные капиталы в урочище Ак-Бюрат-Адыр был построен Спасский медеплавильный завод, который использовал руды, добытые на Спасско-Воскресенском и Успенском медных  рудниках, а уголь -  из открытого месторождения в урочище Караганды-басы.
Что касается месторождений медной руды в районе Улытауских гор, то из-за большой отдаленности от Спасского завода (около 500 километров) они при Рязановых не разрабатывалось. Шли годы. Чтобы не потерять прав на месторождения медной руды в Улытауских горах владельцы лишь время от времени делали  их ревизию, собирали куски богатой руды из древних отвалов и пр. Так продолжалось до начала  XX века.
В 1903 году Жезказганские месторождения меди впервые посетил англичанин Вест, который дал  им высокую оценку. В 1904 году Жезказганское месторождение от русской компании Рязановых официально перешло в аренду англичанам сроком до 1909 года.
В этот период англичане вели предварительную разведку и съемку. Удостоверившись в перспективности месторождения англичане при помощи фон-Штейна в январе 1909 года заключили с наследниками Рязанова договор о купле-продажи на сумму 260 000 рублей.
Кроме Жезказганского рудника приобрели право собственности на железный рудник в урочище Эскула, 18 известковых карьеров и 4 угольных месторождения в урочище Байконур. В 1904 году по договору с фон-Штейном здесь начались разведочные работы, одновременно было добыто 21 000 пудов медной руды.
В 1904 году англичане становятся собственниками Спасско-Успенских медных рудников и основывают Акционерное общество «Спасские медные руды”. В последующем англичане приобретают Жезказганское месторождение за 260 000 рублей, а также железный рудник в  урочище Ескула, известковые карьеры, угольные месторождения Байконур, урочище Карсакпай-Аша.
В Лондоне организовали Акционерное общество «Атбасарские медные руды» с капиталом 250 000 фунтов стерлингов. Акционерное общество «Атбасарские медные копи» – компания, образованная в 1906 году в Лондоне с целью разработки Жезказганского месторождения меди, с уставным капиталом в 250 000 фунтов стерлингов, выросшая позже до 500 000.
В 1907 году с фон-Штейном был заключен арендный договор и началась промышленная разведка с использованием алмазного бурения. Первые же результаты поразили специалистов: руда содержала от 6 до 32 процентов меди.
В дальнейшем англичане решили подвергать руду анализу только в том случае, если определение на глаз вызовет сомнения. В 1908 году  Жезказганское  месторождение посетил английский инженер Гарвей.
По возвращении в Лондон на собрании акционеров он заявил, что Жезказганское месторожде­ние меди - одно из крупнейших в мире, рудные поля которого содержат огромное количество высокопроцентной меди.
К тому же рядом с ним находится богатое каменноугольное месторождение Байконур, которое может обеспечить поставку необходимого количества топлива. Но крупным недостатком является большая отдаленность от железной дороги.
Оптимистичный доклад опытного английского инженера ускорил процесс освоения Жезказганское месторожде­ние меди, привлек к нему новых акционеров. На разведочных работах  было задействовано до трехсот рабочих.
Одновременно за 1907 – 1909 годы было добыто 440 000 пудов медной руды. С 1-го января 1909 года Рязановы за 260 000 рублей передали Жезказганские месторождения меди  в собственность фон-Штейну.
В том же году в Лондоне было организовано акционерное общество Атбасарских медных руд с первоначальным капиталом в 250 000 фунтов стерлингов. Председателем прав­ления стал Артур Фелл, директором - Александр Дэ­видсон.
Акции были размещены в Англии. Для техни­ческого руководства разработкой месторождения был приглашен  инженер  Альджернон  Нобель. В 1908 году Жезказганское месторождение посетили американские специалисты  Титкомб и Саймон, которые также охарак­теризовали месторождение как «уникальное».
И  американские предприниматели также вложили свои капиталы в Атбасарское дело. Велись интенсивные разведочные работы. Только в 1910 году было пробурено 68 скважин, из которых 42% дали богатые руды и рудное тело большой мощности. 
Были заложены 13 разведочных шахт. Директора и основ­ные держатели акций «Акционерного общества Спасских медных руд» являлись членами  «Акционерного общества Атбасарских медных копей». К началу 1911 г. 40 % акции Атбасарского предприятия находилось в руках Спас­ской компании.
Признавая огромную ценность Жезказганских медных залежей правление «Акционерного общества Спасских медных руд» в 1913 году приобретает контрольный пакет  акций «Акционерного общества Атбасарских медных копей».
В результате, кроме Спасско-Воскресенского мед­ного рудника с медеплавильным заводом, Успенского медного рудника, обогатительной фабрики на Сары-Су, Саранских и Карагандинских каменноугольных копей и двух железных рудников Сасык-Карасу акционерное общество «Спасских медных руд» стало собственником 21 отвода под медные рудники в урочище Жезказгана, одного железного рудника в урочище Эскулы, 18 известковых карьеров, 20 отводов каменноугольных копей в Байконуре площадью 23 квадратных километров и начавшегося строиться Карсакпайского медеплавильного завода - все общей площадью  4196  десятин.
В конце декабря 1912 года на собрании акционеров было решено по проекту Перкинса  в отрогах хребта Улытау,  в урочище Карсакпай на левом берегу реки Кумола строить медеплавильный завод. Здесь река делала петлю.
Проектом предусматривалось  перегородить реку небольшой плотиной и создать водохранилище. Кумола – река бассейна Билеуты. Свое начало река берет с родников подножья гор Акжал и впадает в реку Блеуты с правой стороны. Общая протяженность реки составляет – 112 километров.
Берега обрывисты, русло извилистое, широкое. Наполняется талой водой один раз в год в период половодья, в начале апреля, после чего разделяется на отдельные плесы. Река имеет крупные притоки: Сарыбулак, Койгельды, Кишкенесай, Ащылысай.
В  40 верстах от этого урочища было обнаружено  месторождение  флюсов, что позволяло снизить расходы на их доставку.  Уже в 1914 году предполагалось выплавить 5 000 тонн меди (300 000 пудов). К весне 1915 года было пробурено 235 скважин, разведано свыше полумиллиона тонн руды  со средним содержанием  10,7 % меди.
Для обеспечения завода  рудой было  заложено 18 шахт. Весной 1913 года в Карсакпай приехало около 300 рабочих. С каждым месяцем их число росло и в Карсакпае, и на Жезказганском руднике, и на Байконурских копях, достигая 1200  человек.
Работы начались с заготовки строительного камня. С этой целью был построен кирпичный заводик. К концу года было вырыто несколько котлованов под производственные сооружения и сложено 15 домов из сырца.
В 1914 году построили еще 2 жилых домов и некоторые производственные объекты силовую станцию, механическую мастерскую, складские помещения и т.  д. Одновременно велись геологоразведочные работы.
С 1907 по 1915 годы англичанами в Джезказгане было пробурено 135 скважин средней глубиной 60 метров на площади 90 десятин. Разведанные  запасы меди уже обеспечивали функционирование завода в течение 12 лет, хотя разведкой было охвачено всего семидесятая часть площа­ди основных отводов. 
Причем, к учету принималась  лишь руда с содержанием меди не менее 10 %. Одновременно общество в Байконуре вело разведку  на уголь. Здесь за шесть лет было пробурено 54 сква­жины, выявлены два рабочих пласта.
Небольшая глубина залегания позволила вести разработку  верхнего пласта  мелкими шахт,  оборудованными деревянными копрами и конными воротами. Самые  мелкие шахты обслуживались ручными воротами. К 1918 году разведанные запа­сы угля были достаточными для функционирования завода в течение 12 лет.
Также проводились экспериментальные работы с целью определения оптимальных способов обогащения и переработки джезказган­ской руды. Для этого в мае 1916 года на Сары-Суйскую обогатительную фабрику на телегах было перевезено 1124 пуда руды.
Экспериментальные работы по  обогащению джезказганской руды в заводских условиях дали хорошие  результаты и послужили основанием для проектирования обогатительной фабрики с получением тридцатипроцентного медного  концентрата, который должен поступать в отражательную печь металлургического завода.
Здесь плавка должна  производиться на газе генераторов,   работаю­щих на байконурском  угле с добавкой флюсов.  При последующем конвертировании штейна, то есть  очищения его от примеси серы и железа,  получалась черновая медь. 
С началом пер­вой мировой войны спрос и цены на медь резко возросли. Это ускорило работы по строительству медеплавильного завода в Карсакпае. Летом 1915 года началась установка ферм и перекры­тий плавильного цеха и обогатительной фабрики.
Строительство существенно  тормозилось отсутствие железной дороги. Необходимо было железнодорожной колеей  соединить угольные копи и рудники с  заводом. Перевозка гужом в Карсакпай руды из Джезказгана и каменного угля из Байконура составляли 14 копеек за пуд.
Для соединения железной дорогой рудника и  копей с заводом, после изыскательных работ, весной 1915 года началось строительство узкоколейки общей протяженностью 120 верст. Были построены станции в Карсакпае, Байконуре, Джезказгане. Необходимо было Атбасарские промыслы связать с Ташкентской железной дорогой, ближайшей станцией которой была Джусалы (Жосалы).
Эта перевалочная база расположена в 400 километрах от Карсакпая. Здесь англичане арендо­вали участок, построили склады, мастерские, жилые помещения. Для перевозки грузов к заводу было  приобретено около 1000 повозок.
Для перевозки грузов  нанимали  возчиков из местного населения со своими верблюдами и лошадьми. Вдоль дороги через 15 – 20 километров были созданы пикеты  с  необходимым запасом продовольствия, воды, фуража.
Доставка одного пуда грузов обходилось Обществу 60 копеек. На станции Джусалы скопилось несколько сот ты­сяч пудов различных крупногабаритных грузов - обо­рудования для Карсакпайского завода, которое нельзя было перевозить гужевым тран­спортом.
Необходимо было строить  железную дорогу Джусалы - Карсакпай, что требовало огромных капитальных затрат. Англичане пошли другим путем. От станции Джусалы на пути к Карсакпаю был уложен первый 13-верстный отрезок железной дороги.
На него были смонтированы пять паровозов  и 278 ваго­нов, занявших 2,5 версты пути.  Вагоны  были нагружены  200 000 пудами грузов. После передвижки подвижного состава на передний конец  железной дороги свободные 10,5 км рельсового пути перемонтировались, и караван из паровозов и вагонов продвинулся вперед к Карсакпаю еще на 10,5 километров.
Таким образом, англичане рассчитывали проделать весь путь за год. Караван отправился в путь 10 ноября 1914 года, а  прибыл в Карсакпай 8 октября 1917 года, то есть через три года. Прибывшее оборудование начали спешно устанав­ливать.
Однако, революция и последующая гражданская война  коренным образом изменили ход событий. За­вершить работы по строительству Карсакпайского завода англичанам не удалось. Они надолго покинули казахские степи.
Медеплавильный завод акционерного общества «Атбасарские медные руды» (компании, основанной британцами) заработал только в 1928 году.

Начало строительства Жезказганских шахт.

Источник
Новиков Владимир Яковлевич.
http://novikovv.ru/kanish-satpaev/nachalo-zhezkazgana
Мухтар Сейтжанов.
ttps://www.litres.ru/book/muhtar-seytzhanov/britanec-karsakbay-35735743/chitat-onlayn/

Фотографии
из музея Казахмыса города Жезказган.