You are here

Home » Нарынcкая область. Населенные пункты и города Нарынской области.

Укрепление Нарын. А. Д. Соколов. 1908 год.

Исторические места в окрестностях Нарына.

«Самое поселение Нарын, находящееся вне укрепления, довольно приличное и почти исключительно торговое. Несколько длинных, широких и чистых улиц, дома сырцово-кирпичные, с плоскими крышами и палисадниками. Зелень последних - преимущественно ива - оказалась еще свежею. Главная улица представляет гостиный двор, лавки которого исключительно азиатские, а хозяева их частию татары, большею же частию чернобородые сарты в халатах и чалмах; здесь проходит главная часть товаров из Кашгара. Всех торговцев считают до 300.»

Н. Л. Зеланд. «Кашгария и перевалы Тянь-Шаня». 1888 год.

Поездка в город Нарын в Нарынской области.

Укрепление Нарын (570½ верст от города Верного) с торговым местечком находится на левом берегу реки в узкой речной долине, как в яме, над которой господствуют и совершенно закрывают от глаз путешественника окружающие почти со всех сторон горы.
Вверх по течению реки, долина суживается, а внизу (с запада), закрывается выступом Нарын-Тау, Ак-Кия, который делает горную долину замкнутой котловиной, на дне которой и находится крепость, построенная в 1868 году генерал-майором Я. И. Краевским.
Почти против крепости, с южной стороны долины в крутых склонах Нарын-Тау видно было узкое ущелье (Шаркратма), по которому пролегает дорога на Атбаш и в Кашгар (Китайский Туркестан). На запад же, вниз по течению реки Нарына, проложена была саперами колесная дорога в Андижан, которая, как потом оказалось, не оправдала возлагаемых на нее надежд, а также и денежных затрат (более 100 000 руб.).
Спустившись по мягкому глинистому откосу в долину и переехав по деревянному мосту быстрый Нарын, мы повернули на запад к крепости; влево от дороги, у самой подошвы лесистой горы, расположился местный лазарет среди обширного сада, а немного дальше был виден ряд белых построек таможни.
С западной стороны к крепости примыкало небольшое селение или торговое местечко, почти сплошь населенное сартами и татарами, ведущими здесь торговлю с киргизами. Интересны сведения о населенности: по сведениям за 1903 год, в Нарыне было 391 человек русских (вместе с солдатами, казаками и пограничной стражей) и 484 инородца, всего 875 человек.
(По сведениям за 1906 год соответственные цифры следующие: русских 290, а инородцев - 712, всего 1011 человек, из них татар - 93 и сартов - 397 (Обзор Семиреченской области за 1900 год). Такая незначительность населения объясняется тем, что, несмотря на перекресток путей из Кашгара и Андижана, условия жизни в Нарыне тяжелы: при южном положении укрепления сравнительно с другими населенными пунктами области (41° 26′ с. ш. ), климат там очень суровый: средняя годовая температура - -2,9°, а морозы зимой достигают 30 и 32 °C при частых холодных ветрах, как показывают наблюдения метеорологической станции.
Главная причина такого явления, это высота местности, достигающая более 6600 футов над уровнем моря, и полная замкнутость узкой и глубокой долины, окруженной снеговыми горами. Земледелием и садоводством там не занимаются, поэтому хлеб, зелень и фрукты - все привозное; арбузы, дыни и яблоки привозятся из Пржевальска и Верного, а из Кашгара доставляются вьючным путем на ослах в корзинах абрикосы, персики и виноград.
Раньше было распространено мнение, что в укреплении Нарын совсем нельзя заниматься земледелием благодаря холодам, но это, кажется, не совсем верно, так как в настоящее время ниже города по долине Нарына до перевала Ак-Кия встречаются пашни, и вообще население, видимо, больше стало обращать внимания на это дело.
Несколько лет тому назад, по рассказам жителей, в Нарыне нельзя было найти свежей капусты и картофеля, а ныне все это имеется в продаже. Но что трудно оказалось достать - это весового печеного хлеба. Для потребностей мусульманского населения торговой слободы, на базаре имеются сартовские лепешки, но русского хлеба не было; пришлось, по совету старосты, обратиться к одному русскому торговцу, который за булку низшего сорта крупчатки взял около рубля, причем дал понять, что он, продавая хлеб, делает нам в некотором роде благодеяние, за которое мы должны быть благодарны.
Не найдя нигде другого хлеба на дальнейший путь, пришлось принять это довольно ценное благодеяние, так как дальше по реке Нарыну совсем не было русских селений. Население слободы, как я уже сказал, состоящее почти исключительно из сартов и татар, занимается торговлей с киргизами, выменивая на товары сырье и скот.
Здесь только приходится еще лишний раз отметить характерный для Семиречья факт, что вся торговля с кочевниками находится в руках сартов и татар, держащих туземцев в полной экономической зависимости. Есть там и магазин Пугасова, но он обслуживает почти исключительно русское население укрепления.
Базар мало оживлен; отличительная особенность базарной толпы - обилие киргиз и кашкарлыков (кашгарских сартов), и редко-редко мелькнет какая-нибудь обязательно форменная фуражка русского. На вопрос о том, оживила ли новая дорога в Андижан торговлю местечка, приходилось слышать, что она не годна для колесного движения и потому ею совсем не пользуются, за исключением нескольких участков и мостов через большие реки.
Бойкая караванная торговля идет только с Кашгаром, откуда везут мату (хлопчатобумажную ткань), меха, шкуры и проч. сырье.

В. В. Верещагин. Укрепление Нарын в Тянь-Шане (Небесных горах) близ кашгарской границы. 1869 – 1870 г.г. Приморская государственная  картинная галерея.

Источник:
А. Д. Соколов. «Тогуз-Торау.» По новой дороге из Семиречья в Фергану. Верный, 1908 год.