You are here

Home » Сиверса яблоня в Казахстане. Леса яблони Сиверса в парке Иле-Алатау.

Иоанн Сиверс.

Родина яблони Сиверса – Казахстан.

«Когда я прибыл к подножью горы, богиня Флора обрадовала меня лесом прекраснейших карликовых яблонь, которые тут у Ульджара растут на обоих берегах в диком виде. Я забыл усталость, жару, камнепад и всё прочее и въехал в яблони, как леший, и принялся кормиться. Простите мне эту резвость, вы же знаете, я рождён в краю яблок. За четыре года пребывания в Сибири я не пробовал других фруктов, кроме растущих по ту сторону Байкала диких груш, которые там едят вместо конфет на десерт с толчёным сахаром. Но сейчас найденные были хорошим виннокислым фруктом, правда, здесь они из-за своего дикого состояния измельчали до размера пчелиного яйца и имеют красные и жёлтые щёки. По-киргизски их называют «алма». Трое сибирских крестьян, что были при мне, удивлялись ещё больше».

Иоган Сиверс. «Письма из Сибири».

«Через этот перевал проходил полвека тому назад Сиверс - первый европейский естествоиспытатель, которому мы обязаны верным описанием этой земли.
Этот перевал примечателен еще и тем, что только в Тарбагатае растет дикая яблоня.»

Путешествие доктора философии Александра Шренка в 1842 году в Восточную Джунгарскую степь.

Организация туров за яблоней Сиверса в Казахстане.

«Сиверс (Иоанн) - ученый аптекарь, член Императорской академии наук и Вольно-экономического общества в Санкт-Петербурге, много путешествовал по Сибири и составил любопытное во многих отношениях описание посещенной им страны в «Briefe ans Sibirien an seine Lehrer den königl. Grosbritannischen Hofapotheker Herrn Brande, den königl. Grosbritannischen Botaniker Herrn Ehrahart und den Bergcomissarius und Rathsapotheker Hern Westrumb» (СПб., 1796 год). Умер 23 марта 1795 года, похоронен в Санкт-Петербурге.»
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1900 г. 
Иоганн Сиверс (нем. Johann August Carl Sievers; 1762 - 1795 г.г.) - исследователь природы Сибири, ботаник, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Родился в семье врача в немецком городе Пейне 5 октября 1762 года.
В Ганновере получил фармацевтическое образование и в 1773 - 1775 годах работал аптекарским учеником в Гамельне. В июле 1785 года приехал в Россию, работал в аптеках: сначала в Санкт-Петербурге, в 1786 году переехал в Москву, в 1787 возвратился в Санкт-Петербург, в 1788 - 1790 годах был в Кронштадте.
Был избран членом Вольного экономического общества. В 1790 году был прикомандирован к экспедиции, снаряжённой Медицинской коллегией для ботанического и ресурсного изучения Сибири. По заданию Санкт-Петербургской коллегии Иоганн Сиверс прибыл в Иркутск 26 апреля 1790 года.
Он имел цель объехать многие места в Сибири и Даурии в поиске и изучении ревеня как лекарственного растения. 5 июня Иоганн Сиверс покинул Иркутск. Он доехал до Лиственичного, на галиоте переправился через Байкал и далее направился в Даурию.
Путешествовал до 1794 года от Урала до Даурии (Красноярск). Экспедиция продолжалась 4 года, с 1791 по 1794 годы, ученый обследовал территории от Южного Урала до Абаканского острога и до Кяхты в Монголии. В 1792 - 1794 годы он посетил Барнаул, Бийск, Усть-Каменогорск, Томск, Семипалатинск, горы Тарбагатай. (Sievers, 1796; Бородин, 1908, Розен, 1996).  
В его «Письмах из Барнаула» (2 письмо), опубликованных в «Трудах Вольного экономического общества» в 1796 году, есть сведения о выращивании земляники, огурцов, дынь и арбузов в Барнауле (Сивере, 1796).
Собрал богатый гербарий растений южной Сибири. Особо занимался изучением местных видов ревеня (Rheum), который был одним из самых востребованных и дорогих растительных лекарств - его китайский вид - Ревень лекарственный.
Чтобы сделать себя независимым от китайского импорта, Медицинская коллегия стремилась ввести в культуру ревень из российских видов: ревеня черноморского (Rheum rhaponticum L.). В 1793 году севернее озера Зайсан произвёл археологические раскопки двух курганных погребений.
В марте 1795 года был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук и командирован в Бухару и Тибет, но накануне отъезда 23 марта (3 апреля) 1795 года покончил жизнь самоубийством.
Собранные растения хранились в Медицинской Коллегии в Санкт-Петербурге (впоследствии Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия), но там коллекции не сохранились. Отдельные части коллекции сохранилось в Гербарии Ботанического сада и в Академическом гербарии (ныне Гербарий БИН Российской Академии Наук).
Экземпляр яблони, собранный им в Тарбагатае 225 лет тому назад сохранен и находится в гербарии Ботанического института Санкт-Петербурга. Благодаря стараниям Натальи Огарь (Казахстан, Международный фонд сохранения яблони Сиверса, «Центр дистанционного зондирования и ГИС «Терра») гербарий был найден и доставлена фотография из него в Казахстан.
Его «Письма из Сибири» (Briefe aus Sibirien) были опубликованы П. С. Палласом посмертно на немецком языке в 1796 году в Санкт-Петербурге. В честь Иоганна Сиверса назван род Сиверсия (Sieversia) из семейства Розовые, а также около полутора десятков видов растений, в том числе полынь Сиверса, астрагал Сиверса, кохия Сиверса, яблоня Сиверса.
Новейшие исследования на генетическом уровне позволили установить, что Семиречье, горы северного Тянь-Шаня являются прародиной царицы северных фруктов – яблони. Именно отсюда яблони расселились по Азии и Европе и, возможно, прабабушкой прекрасных сортов спустя тысячелетия послужила дичка, скромное дерево, называемое яблоней Сиверса, все еще растущее в предгорьях Заилийского Алатау.
Ученый, давший имя родоначальнице яблоневых садов, вошел в историю как искатель целебного ревеня. В 1792 году он приехал в Казахстанский Алтай, посетив долину Бухтармы, побывал в горах  у озера Маркаколь и на Зайсане.
В следующем году он продвинулся дальше на юг и достиг отрогов Тарбагатая. Из Барнаула Сиверс отправил 18 писем П.С. Палласу, в которых в виде дневника описал свои наблюдения. Эти путевые заметки были опубликованы П.С. Палласом.
В одиннадцатом письме, посвященном поездке Сиверса на Тарбагатай в 1793 году, он с восхищением описывает встретившийся ему лес диких яблонь, растущий вдоль реки Урджар. Он писал, что рожден в краю яблок и поэтому был так обрадован диким яблоням, что забыл усталость, жару, камнепад и принялся лакомиться.
За 4 года пребывания в Сибири он почти не пробовал других фруктов. Были удивлены и трое сибирских крестьян, которые сопровождали его. Они никогда такого не видели. Собранный во время экспедиции гербарный материал яблони из Тарбагатая был обработан К. Ледебуром, который назвал ее в честь Сиверса – яблоней Сиверса.
Именно здесь, на южных склонах он увидел яблоню, которую спустя три десятилетия назвал его именем другой очень известный ботаник и исследователь Алтая Карл Ледебур. Иоганн Сиверс, видимо, не вел дневника, но регулярно посылал письма с дороги (из Усть-Каменогорска, Семипалатинска, Барнаула) своему земляку, известному путешественнику Карлу Ледебур.
Позже, уже после смерти путешественника и ученого К. Ледебур опубликовал эти письма и из них мы знаем весь ход экспедиции искателя ревеня. Вот как он описывает открытие яблоневых зарослей, что было для него совершенной неожиданностью.
«Когда я прибыл к подножью горы, богиня Флора обрадовала меня лесом прекраснейших карликовых яблонь, которые тут у Ульджара растут на обоих берегах реки в диком виде. Я забыл усталость, жару, камнепад и все прочее и въехал в яблони, как леший, и принялся лакомиться.
Простите мне эту резвость, Вы же знаете, я рожден в краю яблок. За четыре года пребывания в Сибири я не пробовал других фруктов, кроме растущих по ту сторону Байкала подобия груш, которые там едят вместо конфет на десерт вместе с толченым сахаром. 
Но мои, сейчас найденные, были хорошим виннокислым фруктом, правда, здесь они из-за своего дикого состояния измельчали до размеров пчелиного яйца и имеют красные и желтые щеки. По-киргизски их называют алма.
Хочется выдать этот сорт за новый вид. Трое сибирских крестьян, что были при мне, удивлялись еще больше. Они слышали от своих отцов, выходцев из Малороссии и Польши, частые упоминания о множестве там яблок, но никогда сами не видели какие-либо.
Быть тому, чего желаешь! Я не сомневаюсь в хорошем будущем моих тарбагатайских яблок в Сибири, особенно вокруг Усть-Каменогорска, где земля и климат совершенно похожи на местный. Если этим заняться в более высоких широтах, то жители Сибири могли бы со временем иметь фруктовые сады и есть яблоки,  что до сих пор еще не удавалось».
Впервые «Письма из Сибири» были изданы в Санкт-Петербурге, в XIX веке на старогерманском языке. Поэтому сначала книгу переложили со старогерманского на современный немецкий, и лишь потом на русский.
Первое переиздание книги произошло в 2018 году в Казахстане "Международным фондом сохранения яблони Сиверса", все 18 писем И. Сиверса были переведены на русский и английский язык.

Публикации Иоганна Сиверса (хронологический порядок).

1. Sievers, J. Briefe ans Sibirien // Neue nordische Beyträge zur physikalischen und geographischen Erd- und Völkerbeschreibung, Naturgeschichte und Oekonomie. – St. Petersburg ; Leipzig, 1796. – Bd. 7. S. 143 – 370.
Переиздание на немецком языке (отдельный оттиск): Sievers, J. Briefe ans Sibirien. St. Petersburg: bey Johann Zacharias Logan, 1796. (2), 226 S. 1 л. ил.
2. Хозяйственные известия. 1794 года. «Новое продолжение Трудов Вольного экономического общества». СПб, 1796 г. Ч. 2 (51). С. 243 – 249. (Пересказ письма из Барнаула аптекаря Иоганна Сиверса о его путешествии в верховья Иртыша).

Источник:
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD