You are here

Home » Нарынcкая область. Населенные пункты и города Нарынской области.

История города Нарын.

Исторические достопримечательности Нарына.

«Спустившись по мягкому глинистому откосу в долину и переехав по деревянному мосту быстрый Нарын, мы повернули на запад к крепости; влево от дороги, у самой подошвы лесистой горы, расположился местный лазарет среди обширного сада, а немного дальше был виден ряд белых построек таможни. С западной стороны к крепости примыкало небольшое селение или торговое местечко, почти сплошь населенное сартами и татарами, ведущими здесь торговлю с киргизами. Интересны сведения о населенности: по сведениям за 1903 год, в Нарыне было 391 человек русских (вместе с солдатами, казаками и пограничной стражей) и 484 инородца, всего 875 человек.»

А. Д. Соколов. «По новой дороге из Семиречья в Фергану». 1908 год.

Исторические события в Нарыне.

В середине 1850-х годов антикокандское восстание прои­зошло и в Нарыне, повстанцы напали на укрепление Куртка. Ими был убит кокандский наместник. В 1859 году против кокандцев выступило племя черик. Население Киргизии стало участвовать в политической организации российского общества, включилось в процесс развития экономики и культуры России, приобщалось к революционной борьбе российского рабочего класса.
К концу 1860-х годов XIX века в Северной Киргизии было введено новое административное устройство и установлен военно-­колониальный режим.
Была ликви­дирована должность старшего манапа. Прииссыккулье с его населением вошло сначала в Алатавский округ, затем, с образованием в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства, - в Иссык- кульский (впоследствии Пржеваль­ский) уезд в составе Семиреченской области.
Киргизы, населявшие районы Ат-Башы и Нарына, входили в Пржеваль­ский уезд. Кочкорская долина входила в Токмакский участок Пишпекского уезда, а Джумгалская долина - в Пишпекский участок этого же уезда. Волостной управитель избирался на волостном съезде, а аильный старшина - на аильном сходе.
Во главе уездов и облас­тей стояли царские генералы и офице­ры, которым была предоставлена вся власть на местах как по линии граж­данского управления, так и по военной и полицейской части. Они являлись одновременно и командующими вой­сками.
На нижних ступенях военно-­колониальной власти находились участковые приставы, осуществлявшие надзор над местным населением. Уезд­ные начальники назначались генерал-губернатором Туркестана, а губернаторы областей и краёв - военным министром с согласия царя.
Введён­ное в Киргизии военно-народное (а по сути колониальное, военно-поли­цейское) управление служило удобной ширмой для подчинения и эксплуата­ции царскими колонизаторами всего трудового населения - коренного и переселенческого.
Царизм, объявив себя законодательно верховным собственником земли с предоставлением её в пользование коренному населению, а впоследствии и переселенцам, обложил на этом основании всё податное население налогами и зем­скими сборами, ввёл ряд натуральных повинностей.
Город Нарын, расположенный в предгорьях хребта Нарын-Тоо, имеет долгую и многослойную историю, связанную с развитием торговли, военных укреплений и культурных традиций Кыргызстана. Основание Нарына тесно связано с расширением Российской империи в Центральной Азии.
Город начал развиваться как укрепление на караванном пути, связывающем Ферганскую долину и китайский Кашгар. В 1868 году здесь был основан гарнизон русской армии для защиты торговых путей, что считается официальной датой основания города.
Позже появилась Нарынская слободка, и с этого момента началось строительство города. Через Нарынское укрепление с Семиречьем постоянно действовало почтовое сообщение консульства России в Кашгарии. Это укрепление стало важным стратегическим пунктом и постепенно трансформировалось в городское поселение.
Нарын, расположенный на реке с одноимённым названием, исторически был важным перевалочным пунктом для караванов и местом взаимодействия различных народов и культур. После Пекинского трактата 1860 года долина реки Нарын вошла в состав Российской империи.
«Пекинский договор, заключенный генералом Н. П. Игнатьевым, по важности достигнутых результатов и блестящему образу действий нашего посланника, в самое короткое время успевшему поставить на высокую степень могущества значение России в Китае, представляет собою, можно сказать, небывалый пример в истории наших дипломатических сношений с правительством богдыхана.
По этому договору впервые была установлена прочная государственная граница на западных пределах Китая, до тех пор в течение столетия остававшаяся не определенною никакими предшествовавшими трактатами с пекинским правительством.
Понятно, что неопределенность границ на таком огромном протяжении, от Шабина-Дабага на юго-западной оконечности Восточной Сибири до бывших кокандских владений, неоднократно порождали волнения и беспокойства на границе, а также грабежи и насилия в среде приграничных кочевых инородцев.
Все это подавало повод к неприязненным сношениям как между пограничными властями обоих государств, так и между их центральными правительственными учреждениями. С постановкою же на этих окраинах России и Китая государственной границы, упомянутые неустройства прекратились сами собой, и сверх того, в силу государственного акта переходили на вечные времена во владение России все земли на юго-восток Семиреченского и Заилийского края, занимаемые киргизами Большой и Дикокаменной орды, власть над которыми неоднократно оспаривали у нас китайцы, а также богатый Курчумский край с озером Зайсаном и нижним течением реки Черного Иртыша.»
«Занятие Заилийского края и Зачуйская экспедиция». «Воспоминания о моей службе в Западной Сибири. 1859 - 1875 г.г. Разграничение с Западным Китаем 1869 год.» СПб., 1912 год. И. Ф. Бабков. 
Это было подтверждено действиями экспедиции капитана А. Проценко в 1863 году, в ходе которой была занята кокандская крепость Куртка. Экспедиция капитана А. Проценко в 1863 году была частью российских военно-географических исследований Центральной Азии, нацеленных на изучение стратегически важных территорий и укрепление российского присутствия в регионе.
В то время Российская империя активно осваивала районы, прилегающие к её южным границам, включая Семиречье и Тянь-Шань. Проценко возглавил исследовательский отряд, который занимался изучением труднодоступных участков Тянь-Шаня, прокладывал маршруты и проводил картографирование.
Его работа сыграла ключевую роль в подготовке дальнейших военных и административных действий в этих регионах. В частности, Проценко был одним из первых российских офицеров, кто детально исследовал долины и хребты в южной части Семиречья, что позже способствовало интеграции этих земель в состав империи.
Основным итогом экспедиции стали детальные топографические карты, которые впоследствии использовались при строительстве укреплений и административном освоении территории. Эти исследования также способствовали усилению российского контроля над торговыми путями, связывающими Центральную Азию и Китай.
Проценко был известен как умелый картограф и исследователь, получивший за свою деятельность высокие награды. Его экспедиция является важным эпизодом в истории освоения Центральной Азии Российским государством.
В ответ на угрозы со стороны правителя Кашгара Якуб-бека, Туркестанский губернатор распорядился о возведении укрепления и моста на реке Нарын. Полковник В. Полторацкий в 1867 году, исследуя маршрут к озеру Чатыр-Куль, определил место для будущей крепости.
Оно находилось у китайского моста через Нарын, на караванной дороге, связывавшей Чуйскую долину с Кашгаром. Вначале солдаты возводили землянки, затем деревянные казармы, а за два года укрепление было завершено.
Крепость, изображённая В. Верещагиным в 1869 году, представляла собой длинное здание с окнами-бойницами, сложенное из сырцового кирпича. Постепенно вокруг укрепления Нарын сформировалось поселение, которое в 1888 году стало торговым центром на пути в Кашгар.
Нарын как гарнизонный город был основан в 1868 году, и его военное наследие сохранилось до сих пор. Во 2-й половине XIX века основным занятием на­селения Центрального Тянь-Шаня было ското­водство и меновая торговля с соседними киргизами.
В начале XX века некоторые из нарынцев занимались земледелием и совсем немногие пчеловодством. С конца 1880-х годов XIX века расширялась и стационарная торговля в Нарыне. Име­лось около 70 лавок с мануфактурой и другими товарами, а также магазин по продаже чая, кофе и другими колониальными товарами, принадлежавшие крупному купцу-промышленнику Н. Пугасову.
6 декабря 1877 года к вече­ру в Нарын прибыла толпа дунганских беженцев - повстанцев из Китая. Киргизы снабжали их скотом, хлебом, жильем. Первыми в уезде лечебными учреж­дениями были военные лазареты в Нарынском (1868 год) и Караколском (1869 год) военных укреплениях.
Позднее в Нарыне был открыт амбулаторный пункт. Во многом развитие здравоохране­ния в Нарынской зоне связано с име­нами старшего врача Нарынского лазарета Павлюца, эпидемиолога Лауренти, в Прииссыккулье - с деятельностью Уездного врача А. И. Левина (погиб в 1916 году) и его помощников, а служба охраны материнства и детства - с име­нами первых фельдшериц-акушерок (Булатовой и других) пользовавшихся большим доверием и среди женщин коренных национальностей.
В 1910 году Атбашинский участок Прже­вальского уезда состоял из 12 волостей: Аджинской (6 аилов, 604 юрт), Борукчинской (10 аилов и 1212 юрт), Джуван- Арыкской (9 аилов и 1131 юрт), Нарынской (8 аилов и 851 юрт), Онарчинской (9 аилов и 1618 юрт), Рыскулбековской (7 аилов и 788 юрт), Саяковской (7 аилов и 1179 юрт), Чеш-Тюбинской (8 аилов и 1104 юрт), Чоринской (9 аилов и 1623 юрт), Чериковской (7 аилов и 994 юрт), Шаркыратминской (9 аилов и 1738 юрт), Шатеновской (7 аилов и 824 юрт).
В 1913 году общее число торговых точек в Нарыне составляло уже 139. Их го­довой оборот увеличился с 9 000 рублей в 80-х годах XIX века до 300 000 рублей. 1920 году в Нарыне был открыт детдом («мектеп-коммуна») для 40 беспризорников; в 1 начальной школе обучалось 99 учащихся.
После Октябрьской революции 1917 года Нарын перешёл под контроль большевиков, однако в 1920 году в регионе вспыхнули ожесточённые бои между Красной армией и белогвардейскими силами. 
Нарынский белогвардейский мятеж. Начался 5 ноября 1920 года в Ат-Башы (Нарынского уезда). Его возглавили командир батальона, бывший царский офицер, токмакский кулак Д. Кирьянов и нарынский кулак К. Бондарев.
В ночь с 5-го на 6-е ноября под предлогом празднования третьей годовщины Великого Октября Д. Кирья­нов снял всех красноармейцев с постов на границе с Китаем, арестовал полит­руков и комиссара полка и двинулся на Нарын, 7 ноября мятежники захва­тили город, убили председателя уездного-городского комитета РКП(б) X. Мусабаева, председателя уездного Политбюро (ЧК) С. Орозбекова, красноармейца Шведова, арестовали 42 партийных и советских работника, в том числе председателя угорревкома М. А. Янгулатова, воен­кома уезда В. Р. Копылова, члена угоркома партии И. Худайбергенова и других.
Всем арестованным грозил расстрел. Восстановив в уезде царскую админи­страцию, мятежники 2 группами двину­лись на Пишпек и Токмак. В их рядах насчитывалось до 700 человек.
Для подавления мятежа принима­лись срочные меры. В Пржевальске, Токмаке, Пишпеке, Верном были приве­дены в боевую готовность партийные дружины, проведена мобилизация. В Пишпекском уезде было мобилизовано 350 коммунистов, в Пржевальском - 182.
Угорком комсомола призвал моло­дёжь на борьбу с мятежниками. В уез­дах и волостях была развёрнута широ­кая политическая работа среди населения. Токмакский угорком партии с участием представителей политбюро, ЧК, мили­ции и военкома 13 ноября 1920 постано­вил создать боевой оперативный штаб, которому подчинялись все войска, распо­ложенные в Токмакском районе, и напра­вить их для подавления банд в Нарынском уезде.
Боевой оперативный штаб сформировал в Токмаке 2 роты ком­мунистов. Командирами были назначе­ны Котельников и Иваненко, а их по­мощниками Дузанин и Дрычин. Семиреченское областное военное командование послало полк особого назначения под командой П. Е. Тегина и 2 полка Отдельной Туркменской кавалерийской бригады.
15 ноября из Верного вышел 27-й Коммунистический полк. Части Красной Армии действовали согласованно с местными парт, и советскими организациями. Трудящееся население оказывало им активную под­держку. Операции по подавлению мяте­жа проводились в крайне неблагоприят­ных условиях: в горах свирепствовали сильные морозы, метели, путь преграж­дали снежные заносы.
16 ноября завя­зался бой окраине села Кочкор, где белогвар­дейцы потерпели поражение. Были задержаны 550 верблюдов, нагружен­ных картофелем и другими продуктами пи­тания. После напряжённых сражений, сопровождавшихся значительными потерями, большевики закрепили свою власть в городе.
В ходе кровопролитных боев погибло множество жизней. В память о погибших был установлен мемориал в центре города. В 1927 году Нарын был объявлен административным центром одноимённой области, а её первым председателем городского исполкома стал Джанузаков Кары, внесший значительный вклад в развитие региона.
В советский период город стал административным и культурным центром, сохранив свою стратегическую значимость. В 1939 году была образована Нарынская область, что способствовало дальнейшему росту города. Нарын также известен своим природным окружением.
Город служил базой для экспедиций в горные районы, такие как озеро Сон-Куль и долина Ат-Баши. Это сделало его привлекательным местом для исследователей и туристов. Современный Нарын сохраняет своё культурное и экономическое значение, оставаясь сердцем скотоводческого региона.
Помимо этого, он является одним из центров ремесленного производства войлока и шерстяных изделий, таких как шырдаки (традиционные кыргызские ковры). В городе также расположен музыкально-драматический театр имени Муратбека Рыскулова, единственный академический театр региона.
Географические координаты города Нарын: N41°25'44 E75°59'52

Тянь-Шань. Селение Нарын. Фотография натуралиста В.И. Липского. 1906 год.

Художник Буласбек Шералиев (1949 г.р). Река Нарын. Галерея искусств города Нарын.

Источник:
Энциклопедия «Иссык-Коль. Нарын». Академия Наук Кыргызской ССР. Фрунзе. 1991 год.

Фотографии:
https://foto.kg/galereya/472-selenie-naryn-foto-1906-g.html