You are here
Легенда о Ходжа Ахмет Яссауи.

Легенды древнего Мангистау.
«Присяга, принятая на могиле святого, указанного истцом, считается совершенным доказательством невиновности ответчика; но на нее решаются немногие. Присягающий должен взяться обеими рунами за шест, стоящий на могиле, и сказать:
- „Не видал, не слыхал, не пил, не ел; если говорю неправду, да убьет меня Бог, да убьет этот святой».
«Сборник сведений о Кавказских горцах». Предания адаевцев о святых секты Ханафие, живших и умерших на Мангышлаке». Предлагаемые рассказы эаписаны со слов Кафара Караджигитова, Бик-Булата Есекенова и муллы Ходжа-Берды. Выпуск VII. Тифлис. 1873 год.
Распространение ислама в Мангистау.
Распространение ислама в Мангистау тесно связано с именем Хожа Ахмета Йассауи. Среди населения Мангистау сохранилось достаточно много легенд о Яссауи. Однажды пророк Мухамед незадолго перед смертью подозвал к себе некого Баба Арслана, положил ему в рот одно зерно нухуда (горох) и сказал:
- «Через триста семьдесят три года, отдай этот нухуд Хожа Ахмету, и до того времени не вынимай его изо рта»,
тогда Баба Арслан спросил:
- «Как же я могу это сделать и как узнаю Хожа Ахмета?»
- «Ты проживешь сказанное мною много лет, Хожа Ахмета узнаешь по тому, что когда народ Туркестана станет собираться в мечеть, то он войдет в нее первым, а выйдет последним», - ответил пророк.
Баба Арслан жил еще триста семьдесят три года, по указанию пророка узнал Хожа Ахмета и передал ему нухуд. Хожа Ахмет получив нухуд, тотчас проглотил и уже с того времени до самой смерти ничего не ел и не пил. Он стал великим святым, ходил всегда с палкой (аса) в руках.
У него было 3363 мюридов, по рассказам других - 14000. После смерти Хожа Ахмета его мюриды разошлись по разным сторонам, 362 из них пришли в Мангистау, где и умерли, все они считаются святыми, хотя имена их неизвестны.
В этой легенде живет одна из версии, о том, почему называет наш край, землей 362 святых. По записям автора, «Сборника сведений о Кавказских горцах», главных святых у нас два. Это - Хаким ата мюрид Хожа Ахмета, и сын его Султан-епе (Хубби).
Однажды Хожа Ахмет сидел в мечети, по окончанию молитвы он взглянул на выходивших из нее учеников и увидел, что один из них держит Коран на голове, выходит спиной к дверям. Хожа Ахмет подозвал его к себе и спросил:
- «Зачем несешь Коран на голове?».
Он ответил:
– «Считаю неприличным носить Его за плечами, потому что в нем заключается Божья поведение, также считаю неприличным оборачиваться спиною к учителю, у которого я учил Коран и обряды религии».
После такого разговора Хожа Ахмет взял этого мальчика к себе на воспитание, учил его, сделал своим мюридом и приказал называть его Хаким. Когда Хаким, после многолетнего учения, достиг совершенствования в познании тариката, Хожа Ахмет послал его в Хиву и при отправлений сказал:
– «Тебе предопределено жить в этой стране. Многих, учение твое сделает совершенными мюридами, там же ты и женишься и будешь иметь детей».
Выслушав все это с вниманием, Хаким ата отправился в путь верхом на верблюде. Через несколько дней он приехал к Хивинскому морю (Аральское море). На берегу, на конце одного пастбища, верблюд Хаким ата остановился, лег на землю, и не смотря на понуждения, не хотел встать, а только ревел.
Это место впоследствии названо Бакырган, что значить: рев или крик. Пастбище это принадлежало хану по имени Бурахан. На нем паслись его табуны, пастухи, увидев Хаким ата, подошли к нему и сказали:
- «Что ты за человек, что без позволения нашего хана остановился на его земле? Это дерзость с твоей стороны».
На что, Хаким ата ответил:
- «Я пришелец, хочу приютиться здесь».
– «Не позволим! Потому что это ханская земля» закричали пастухи и, схватив свои палки, хотели избить Хаким ата, но он, обратись к росшим вблизи деревьям, сказал:
- «Удержите их!».
В то же мгновение ветви деревьев вытянулись и захватили трех пастухов, остальные в большом страхе бежали и, прибежав к Бурахану, рассказали ему о случившемся. Бурахан сказал своему визирю Абдулле, что человек, о котором говорят пастухи, должен быть необыкновенный, и приказал ему идти и подробно обо всем узнать.
Визирь приехал к Хаким ата и после вежливого приветствия спросил, кто он и откуда.
Хаким ата ответил:
- «Имя мое Хаким ата, отец мой Хаким Сулейман, наставник мой Хожа Ахмет Йассауи»,
- «Зачем эти пастухи задержаны деревьями?», - спросил Абдулла.
- «Таково бывает участь тех, которые неугодны Богу», - ответил Хаким ата.
Визирь возвратился и рассказал хану о всем. Выслушав его, хан сказал:
- «Хаким ата, аулийуллах (великий святой), пришел в наши пределы, – надо идти к нему за благословением, с достойными приношениями, и признать его пиром (муршид, наставник)».
Затем хан собрал совет, на котором было решено представить в подарок Хаким ате, красивую дочь Бурахана, сто верблюдов, сто лошадей, сто штук рогатого скота и сто баранов, с вожаками, с конюхами, пастухами и рабами. Когда все это было доставлено к Хаким ата, он благосклонно принял подарки и приказал деревьям отпустить задержанных ими пастухов.
Вслед за теми и сам Бурахан с визирями, беками и почетными людьми, явился к Хаким ата и поступил к нему в мюриди. Вскоре слава о святости Хаким ата распространилась по всему миру, число посетителей, желавших его видеть и слышать его поучения, день ото дня увеличивалось.
На том самом месте, где остановился верблюд, была построена крепость, и скоро около нее вырос большой город, названный Бакырган.
Источник:
«Сборник сведений о Кавказских горцах». Предания адаевцев о святых секты Ханафие, живших и умерших на Мангышлаке». Предлагаемые рассказы эаписаны со слов Кафара Караджигитова, Бик-Булата Есекенова и муллы Ходжа-Берды. Выпуск VII. Тифлис. 1873 год.
Фотографии:
Александра Петрова.