You are here
Новые исследования памятника Саймалуу-Таш.
Туры к наскальным рисункам Центральной Азии.
«Саймалы-Таш – святилище кочевых племен Ферганы тянь-шаньского происхождения и тянь-шаньских племен, установивших культурные и политические связи через Фергану и Алай с Памиром, Средней Азией и Передним Востоком»
А.Н. Бернштам.
Наскальные рисунки в Ферганском хребте.
В 2016 году Министерством культуры, информации и туризма Кыргызской Республики была организована и финансирована программа по исследованию и документированию крупного памятника наскального искусства Саймалуу-Таш.
Программа «Первичное археологическое и историко-архитектурное исследование Государственного природного парка «Саймалуу-Таш» и его прилегающих территорий с частичным документированием объектов историко-культурного наследия», реализовывалась в ходе двух сезонов 2016 - 2017 г.г.
Работы на памятнике проводились в рамках поставленных задач проекта и итоги были предоставлены Министерству культуры Кыргызской Республики в виде отчета, был издан первый альбом о памятнике наскального искусства Саймалуу-Таш.
Благодаря этому проекту, впервые удалось сделать детальную и обширную топографию памятника, подсчитать количество камней с рисунками с применением тахеометра и точные местонахождения каждого наскального рисунка, выявить объекты другой категории в районе основных скоплений петроглифов и внести их местоположение в карту.
Разведочные исследования проводились в широком масштабе. Памятник наскального искусства СаймалыТаш находится на северо-восточных склонах Ферганского хребта в Тянь-Шане. Этот горный хребет тянется с юго-востока на северо-запад, отделяя Ферганскую долину от Внутреннего Тянь-Шаня.
Хребет имеет асимметричное строение с длинными и пологими юго-западными склонами и крутыми северо-восточными. К юго-западным отрогам Ферганского хребта относятся хребты БабашАта, Сууган-Таш, Сёрюн-Дёбё и другие.
Юго-западные склоны хребта расчленены крупными, протяженными ущельями рек Кулун, Кара-Кульджа, Джазы и Кара-Ункур. Северо-восточный склон рассекается относительно короткими, узкими и труднопроходимыми ущельями притоков основных рек – Арпа, Пчан, Кок-Арт, Кокилим-Бель.
Среди множества завальных озёр, относящихся к хребту, наиболее крупные – Кулун и Кара-Суу. На склонах хребта организованы особо охраняемые природные территории. Одной из них является Государственный природный парк «Саймалуу-Таш», к которому относится урочище Саймалуу-Таш с наскальными рисунками.
Урочище Саймалуу-Таш расположено на северо-восточной стороне Ферганского хребта в верховьях одноименного ручья. Вдоль ручья, от его впадения в реку Кок-Арт до самого водораздела, проходит тропа с выходом на противоположный склон хребта.
Это «безымянный» перевал, расположенный на равном расстоянии между двумя перевалами – Кок-Арт с северо-запада и Аубек с юго-востока. Изучение памятника наскального искусства ведется уже более ста лет, с тех пор как в кругах Российского научного сообщества появились первые сообщения о наскальных рисунках Саймалуу-Таш (Хлудов, 1902, с. 40 – 43; Пославский, 1903, с. 75 – 83).
Исследование петроглифов Саймалуу-Таш неоднократно возобновлялось в советский период: результаты этих работ освещались в трудах Б.М. Зимы (1945 г.), А.Н. Бернштама (1997 г.), Г.А. Помаскиной (1969 г., 1975 г.), Г.А. Голенду хина (1971 г.), Н.А. Подольского (1978 г.), Я.А. Шера (1982 г.), Л.Дж. Джусупакматова (2013 г.), К.И. Ташбаевой (1990 г.), А.И. Мартынова, А.Н. Марьяшева, А.К. Абатекова (1992 г.), А.Е. Рогожинского (2008 г.) и др.
Ими же внесен значительный вклад в изучение памятника, разработку вопросов о времени его возникновения, типологии и датировке отдельных групп рисунков, интерпретации семантики петроглифов. Применялись разные методы документирования памятника: фотофиксация, изготовление контактных копий рисунков на разных материалах (калька, полиэтиленовая пленка, микалентная бумага), снятие топоплана памятника, определение количества камней с изображениями и самих рисунков (Помаскина, 1969 г., с. 450 – 452; Ташбаева, 2004 г., с. 93 – 106). Типологическая характеристика петроглифов Саймалуу-Таш впервые была предоставлена А.Н. Бернштамом, и вопросы происхождения, культурной атрибуции древних петроглифов памятника остаются в целом в рамках предложенной им схемы (Бернштам, 1997 г., с. 394 – 406).
В 2001 – 2012 г.г. в рамках экспедиции Института истории Национальной академии наук Кыргызской Республики (руководитель К.И. Ташбаева) с региональным представительством ЮНЕСКО в Алматы и Центром научных исследований Франции (руководитель А.П. Франкфор) проводились топографическая съемка расположения и учет петроглифов Саймалуу-Таш-I и II.
С плоскостей с изображениями выборочно были сняты силиконовые негативы, с которых сделаны муляжные копии, производились раскопки курганов на Саймалуу-Таш-II. К настоящему времени большинство исследователей придерживаются датировки петроглифов Саймалуу-Таш в интервале от второй половины III – начала II тыс. до н. э. до X в. н. э. (Шер, Голендухин,1982 г., с. 23 – 24; Рогожинский, 2008 г., с. 87 – 90; Ташбаева, 2004 г., с. 101; 2019 г., с. 213 – 214).
В рамках государственного проекта Министерством культуры, информации и туризма КР выполнялись топографические съемки территории Саймалы-Таш-I и II, инструментальная инвентаризация петроглифов; фотофиксация, мониторинг состояния плоскостей с изображениями, аэрофотосъемка с дроном, разведки на прилегающих зонах памятника и на восточной части самого государственного природного парка «Саймалуу-Таш».
По завершении работ первого сезона проекта издан альбом о петроглифах Саймалы-Таш-I и II (Сулайманова и др., 2016 г., с. 304). Документирование памятника проводилось на Саймалуу-Таш-I и Саймалуу-Таш-II (разделение и наименование памятника по А.Н. Бернштаму).
Они расположены в двух отдельных соседствующих участках, географически четко разграничивающихся водоразделом Саймалуу-Таш – северо-восточным отрогом Ферганского хребта. Саймалуу-Таш-I занимает донную часть одноименной долины межгорных водоразделов с ручьем Саймалуу-Таш (другое наименование Согот).
Саймалуу-Таш-II занимает восточный склон хребта Саймалуу-Таш, где отрог образован сходом ледника. При инвентаризации петроглифов Саймалуу-Таш-I для удобства работы долина условно разделена на восточную и западную части.
Границей намечен ручей Саймалуу-Таш. Основное местонахождение наскальных рисунков находилось в восточной части долины, и, соответственно, документирование проводилось на этом секторе памятника (западная часть запланирована на последующие годы работ).
Учет петроглифов выполнен с тахеометром в системе WGS-84. Вначале выявлен и индексирован каждый камень с рисунками, следом каждая плоскость его с изобразительными поверхностями. Затем производились фотофиксация и измерение тахеометром камней с рисунками.
Все эти материалы систематизированы и сведены в единую таблицу базы данных инвентаризации с гиперссылкой на фотоматериал и координаты местоположений петроглифов. Топографическая съемка территории Саймалуу-Таш-I производилась в восточной части одноименного урочища и охватила площадь около 80,0 гектар.
Предварительная маркировка границ съемки определялась на месте памятника с учетом участков, где зафиксировались единичные петроглифы. Территория памятника Саймалы-Таш-II, в сравнении с Саймалуу-Таш-I, значительно меньше.
Поэтому здесь удалось произвести учет и топосъемку по всей территории распространения петроглифов. При этом площадь съемки составляла 235 гектар. По данным съемки составлен топографический план Саймалуу-Таш-I и II в разных масштабах с обозначением местоположения индексированных петроглифов и других выявленных объектов истории и культуры.
Таким образом, выявились предварительные очертания границ распространения петроглифов Саймалуу-Таш. По итогам учета петроглифов, на Саймалуу-Таш-I насчитано 5486 единиц камней с рисунками, а на Саймалуу-Таш-II – 4582 единиц.
Отдельный учет количества самих наскальных изображений (а также плоскостей камней), который является важным для документирования памятника, на месте не проводился. В настоящее время материалы учета петроглифов Саймалуу-Таш являются наиболее точными.
Поскольку предстоит в будущем еще документирование западной части урочища, количество учтенных петроглифов однозначно будет увеличиваться. Ранее предсказанные подсчеты количества петроглифов были предположениями. А.Н. Бернштам писал, что в обоих местонахождениях наскальных изображений Саймалуу-Таш им проведен среднестатистический подсчет (свыше 100 000) (Бернштам, 1997 г., с. 393).
Г.А. Помаскиной (Агафоновой) проведен целенаправленный учет самих изображений Саймалуу-Таш-I, и на площади 10 гектар насчитали 6020 единиц рисунков . К.И. Ташбаева упоминает наличие около 10 000 камней с рисунками в Саймалуу-Таш-I.
Также она пишет, что на каждом камне имеется от одного до нескольких выбитых рисунков, иногда десятки, до 50 – 100 изображений на одном камне (Ташбаева, 2004 г., с. 97). Также в рамках данной работы выполнено предварительное геоморфологическое исследование долины реки Саймалуу-Таш сотрудником института геологии им. М.М. Адышева НАН Кыргызской Республики В.П. Саньковой.
Ею проведено исследование общей характеристики геоморфологических условий на основе анализа уже имеющихся карт, литературных данных, материалов, полученных при дешифрировании (интерпретации) аэрофотосъемки и космических снимков (разработка детальной геоморфологической карты долины реки Саймалуу-Таш запланирована на дальнейших этапах полевых работ), и образцов камней, привезенных с урочища Саймалуу-Таш.
Благодаря этому были получены сведения о том, что в геологическом строении долины реки Саймалуу-Таш и окружающих хребтов принимают участие среднепалеозойские и верхнепалеозойские осадочные породы, в основном глинистые сланцы, алевролиты, песчаники, известняки.
Встречаются и гравелиты, конгломераты. До этого времени в сведениях о породе камней с наскальными изображениями упоминался только базальт. Благодаря трудам ранних исследователей памятника Саймалуу-Таш известно, что в стиле и технике исполнения наскальных изображений имеется ряд характерных особенностей.
В частности, большое количество изображений геометрического стиля и применение комбинированных приемов (мелкие или грубые выбивки, сглаживание следов выбивки, оконтуривание края силуэтных персонаж гравировкой) в выполнении одного изображения.
Поэтому рисунки, выполненные комбинированной техникой, документированы детально фотофиксацией и измерением технических данных рисунков. Среди петроглифов Саймалуу-Таш встречаются рисунки, нанесенные как на плоскостях, покрытых однотонным «пустынным загаром», так и на камнях со слабой патиной.
Такие субстраты с рисунками, которые длительное время находились вне солнечного воздействия и открытого воздуха, могут показаться «свежими», но в то же время стиль исполнения рисунков имеет сходство с изображениями на камнях с густым загаром.
Наскальные рисунки можно встретить практически по всему урочищу Саймалуу-Таш – на поверхностях едва выступающих из-под земли камней или лежащих просто на поверхности. Бывает, что, наоборот, встречаются камни с ровной плоскостью, покрытой интенсивным загаром, удобной для нанесения рисунков, но без изображений или каких-либо следов выбивки.
При общем обзоре в качестве основной идеи в содержании наскальных изображений выделяются сюжеты рисунков, представляющие «повседневный быт» древнего общества и их «восприятие» окружающей среды, «мировоззрение» и «сакральную» сторону жизни.
Создателями рисунков Саймалуу-Таш вряд ли ставилась задача передать информацию грядущим поколениям, о важном событии общества того времени и т. д. Однако эти петроглифы доносят до нас представление о «мирной повседневной» жизни людей из далеких ушедших эпох.
Если рассматривать с точки зрения эстетики и практичности, выбор местоположения камня и его плоскостей зависел от удобства расположения мастера в процессе нанесения рисунков. Но встречаются рисунки и на неудобных участках поверхности.
Поэтому для осуществления замысла художника подходила, видимо, любая поверхность камня по его выбору. Поверхность некоторых камней была использована так, что на плоскости не оставалось свободного места, будто древний художник пытался отразить на «каменном полотне» все моменты своей жизни.
Сюжеты такого рода также являются характерными в наскальных рисунках Саймалы-Таша. Замечены и рисунки, нанесенные на «неудобных» участках скальных обломков, когда рисунки наносились на узких поверхностях между гранями, при этом более широкая плоскость камня не использовалась.
Иногда рисунки выбивались на невидимой для подходящего зрителя стороне камня. Такое решение, возможно, является намеренным желанием древнего художника отобразить свое представление, олицетворяя конфигурацию камня с рельефом местного ландшафта и т. п.
Для петроглифов Саймалуу-Таш характерны небольшие по величине рисунки. Размеры фигур варьируются от 9 – 10 до 25 – 30 см, нередко встречаются и миниатюрные изображения с тщательным исполнением деталей, достигающие 5 – 6 см.
В целом наскальные изображения по величине можно охарактеризовать как средние и мелкие. Редко встречаются фигуры сравнительно крупные. Так, на Саймалуу-Таш-II зафиксированы изображения горного козла высотой 40 см, длиной 60 см; другой пример – «солярный» знак размером 32 × 39 см, а с «ножкой» – 50 см.
Классификация наскальных рисунков Саймалуу-Таш нами не проводилась, но дополнить репертуар наскальных рисунков можно некоторыми данными. Как известно, в репертуаре Саймалуу-Таш имеются изображения антропоморфных и зооморфных персонажей и геометризованные рисунки.
Встречаются также непонятные рисунки, неопределенные, незавершенные изображения и "эскизы рисунков". Среди ранее не упоминаемых видов наскальных рисунков можно отметить изображения птиц, выполненные в разных стилях, и "непознаваемые силуэты" персонажей, знаки символы, тамги.
Среди изображений птиц две схожие друг с другом силуэтные фигурки, нанесенные на одной плоскости камня, напоминают подвид страуса (например, казуар, эму или нанду). Также другое изображение птиц с повернутой назад головой, представляющее семейство орлиных, зафиксировано в трех разных участках памятника.
Такое стилизованное изображение птицы с большими глазами и согнутым клювом, выполненное в скифском зверином стиле, широко распространено по всей Евразии как в наскальном искусстве, так и среди предметов торевтики.
Третье изображение птицы выполнено в полете, с расправленными крыльями и вытянутой вперед головой, узким, но удлиненным хвостом. Голова птицы с детализированным клювом, повернута направо.
Также среди петроглифов Саймалы-Таш найдено несколько коротких надписей, выполненных арабской каллиграфией. Одна из них сопровождалась указанием даты 1904 г. Вероятнее всего, эти письмена были гравированы в XIX – начале XX в.в.
Отметим и некоторые сведения, относящиеся к технике исполнения. Как известно, рисунки исполнены посредством разнообразной техники – выбивки, гравировки, протирки, выцарапывания и комбинированные.
Наскальные рисунки нанесены в основном техникой точечной выбивки (грубой и мелкой), а рисунки, исполненные техникой гравировки, редки. Техника прошлифовки обычно применялась после нанесения силуэта фигур и обрабатывала шершавые поверхности следов от выбоины инструмента.
На некоторых участках четко видны выравнивающие следы линии выреза по контуру рисунков. Прослеживается и сглаживание следов скола от инструмента, и этим придавался завершенный вид рисункам.
В исполнении рисунков широко применялась техника комбинирования нескольких приемов нанесения. Можно увидеть «эскизы», нанесенные разрисовками, а также следы прерывающихся линий, которые чаще всего являются попыткой передачи контура задуманного образа (незавершенного).
В то же время можно встретить и различить почерк художника, выполнившего рисунки на нескольких камнях. Например, на одном и том же небольшом участке, недалеко друг от друга находятся три почти одинаковых изображения одного из подвидов благородного оленя, отличающихся друг от друга лишь количеством роговых отростков.
Интересна техника гравировки, характеризуемая глубоким треугольным сечением и гладкими сторонами, как будто вырезана поверхность мягкого камня. На самом деле, по имеющимся геологическим данным, представленным В.П. Саньковой (Институт геологии НАН КР), долину реки Саймалуу-Таш и окружающие хребты слагают средне- и верхнепалеозойские осадочные породы. Они представлены в различной степени метаморфизованными, часто окремненными, преимущественно темно-серого (до черного) цвета, местами с пёстрой окраской, алевролитами, песчаниками, глинистыми сланцами, иногда известняками, гравелитами и конгломератами.
И глинистый сланец, и песчаник легко поддаются обработке и не имеют столь твердой структуры как базальт (А.Н. Бернштам определил камни как базальт). В статьях о памятнике Саймалуу-Таш порода субстратов с рисунками отмечалась базальтом (А.Н. Бернштам, К.И. Ташбаева и др.).
На памятнике Саймалуу-Таш много изображений, обновленных полностью или частично. Некоторые из них дорисовывали (внесены свои версии поправок), изменяя первоначальный облик рисунков, а иногда детализировали, добавляя рисункам уши, рога, хвосты и т. д.
На некоторых плоскостях имеются сюжеты разного контекста, которые стилистически и по технике исполнения отличаются друг от друга. Рисунки выбиты рядом с ранее нанесенными рисунками (как дополнение к сюжету?), и вся поверхность каменного «полотна» покрывалась разновременными изображениями разного стиля и техники исполнения.
Это, несомненно, препятствует тому, чтобы проследить стиль, мотив и принадлежность к определенному периоду. При этом нередко встречаются и палимпсесты.
Источник:
«Новые исследования памятника Саймалуу-Таш.»(Кыргызстан, Ферганский хребет. А.Т. Сулайманова. 2021 год.
УДК 003.314 https://doi.org/10.24852/2587-6112.2021.6.171.185